Блог педагога-психолога

Я рада приветствовать Вас в своем блоге!

среда, 17 октября 2012 г.

Как преодолеть агрессивность?

Гневаться можно!

Прежде всего, нужно дать ребенку понять, что Вы принимаете его даже тогда, когда он не может с собой справиться и дерется, или портит вещи в порыве гнева. Вы ВСЕГДА его любите, и понимаете его чувства. Нужно даже обязательно проговаривать: "Я понимаю, что ты сейчас сердишься. Я бы тоже сердилась в таком случае. Но давай попробуем исправить ситуацию!" Порой даже такая реплика помогает ребенку овладеть собой.  С ним все в порядке! Мама рядом! Мама поможет! При этом Вы оставляете за собой право гневаться тоже. Но учитесь сами проявлять гнев цивилизованно, чтобы подавать пример ребенку.

Активные игры

Можно снимать агрессию, устраивая битву подушками или лупя по той же подушке кулаками (помните, даже для взрослых японцев были придуманы куклы. похожие на начальника, на которых они могла «вылить» свое недовольство). Можете купить милую мягкую игрушку и назвать ее смешным именем «Бо-Бо», «Мома» и сообщить, что драться нельзя, но есть Бо-Бо, который не против поиграть в «толкалки». Это вовсе не такой уж «ужасный способ, и он нисколько не «развивает» агрессию. Есть наблюдения, что в детском саду труднее всего тому ребенку, у которого дома есть запрет на выражение негативных эмоций: "это - неприлично, некрасиво", "хорошие мальчики/девочки так себя не ведут" и т.д. Если малыш может адресно выразить свою агрессию, то часто при этом отпадает необходимость в действии.
После подвижных игр нужно дать ребенку возможность расслабиться. Нередко, если ребенок очень подвижен, ему нелегко расслабиться. Попробуйте предложить ему поиграть в море, «поплавать в волнах», поваляться на надувном матрасе. Образное мышление ребенка, его воображение помогут ему представить себя отдыхающим, а вслед за этим расслабятся и мышцы, и психика.
Для расслабления ребенка очень хорошо подходит «сказочный массаж». Рассказывая какую-то историю (например, о походе в зоопарк, об уборке урожая), похлопывайте «соответственно» его по спинке.

"Скорая помощь" или "Физическое воздействие"

Иногда бывает , что разбушевавшийся "агрессор" не может овладеть собой настолько , чтобы сознательно "отпустить" гнев или трансформировать его в другое чувство или действие. Тогда можно попробовать крепко обнять его со спины (чтобы у него не было возможности Вас ударить, но была возмодность услышать Вас). И говорите ему на ушко, что он сильный и справится с собой.

Арт-терапия

Можно дать ребенку большой лист бумаги и предложить рисовать «закарлючки». По интенсивности нажатия и степени «размашистости» вы увидите, как постепенно исчезает напряжение. Потом можно «яростно» разорвать «злую» бумажку.

Можно придумать и специальный «листок гнева», на котором нарисовать злое животное с большими ушами и носом. Этот листок разрешается «смять и бросить в угол при припадке ярости». Такое «упражнение» позволяет ребенку усвоить, что агрессию лучше переносить не на кого-то, а на что-то разрешенное.
Еще нужно сказать о пользе сказкотерапии. Порой при чтении психологических сказок у детей происходит "переворот в сознании". Помогая сказочным героям решить их проблему, ребенок учится и сам справляться со своей агрессией.

Хорошо помогают и «кукольные игры»: купите специальную «злую» игрушку, играя с которой малыш сможет «научить» ее быть не злой и не драться.
Ребенка надо учить и обуздывать свою агрессию. То, что ребенок чувствует злость, не страшно. Иногда злость нужна для мобилизации своих сил, для самозащиты и пр. Но чувства – это так сказать личное дело каждого, а вот действия, тем более в адрес других людей, уже должны подлежать строгому контролю. Ребенок должен научиться «тормозить» свои агрессивные действия. Так что, то, что ваш ребенок, замахнувшись, не ударил другого ребенка, говорит как раз о том, что он вас понял. Но чтобы урок окончательно закрепился, вам надо продолжать работу в этом направлении.

1 комментарий:

  1. По поводу агрессии можно говорить много, но мой излюбленный способ работы с детьми - это именно кукольный театр. Думаю, а как ещё малышам "понять", когда "сознательный моральный" компонент только закладывается?! Статья очень понравилась!!! Замечательно подойдёт для информационного листа для стенда. Кстати, меня зовут Екатерина, я - тоже педагог -психолог. Приглашаю к себе в гости для обмена мнениями и тесного сотрудничества: http://psychologistsgarden.blogspot.com/

    ОтветитьУдалить